Правкомиссия по законопроектной деятельности одобрила внесенные МВД законопроекты, вводящие ответственность за пропаганду наркотиков. Как это будет работать?
Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»
Обновлено в 16:16
В России в книгах и фильмах могут появиться предупреждения о сценах с наркотиками. Комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки, подразумевающие введение специальных плашек в кино и литературе, выпущенных после 1 января 2024 года, пишет РБК.
Авторы документа допускают, что произведения, содержащие информацию о наркотиках, могут публично распространяться в СМИ и в интернете, если они обнародованы ранее начала следующего года. Но только при условии, что в них не говорится о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотиков и нет информации о местах, где их можно приобрести или как культивировать наркосодержащие растения. Причем подобные сцены есть как в старых фильмах «Реквием по мечте», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», так и в последнем хите «Кинопоиска» «Король и шут».
Кроме того, предлагается ввести запрет на выдачу прокатных удостоверений фильмам, содержащим пропаганду наркотиков. Комментирует управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко:
Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «На юридические лица накладывается штраф минимум 800 тысяч рублей за пропаганду, если же дело касается интернета, то минимум на 1 млн рублей. При этом критерии пропаганды чрезвычайно широкие, очень часто даже спокойное обсуждение проблемы наркотиков, например сравнение наиболее опасных и наименее опасных наркотиков, может признаваться их пропагандой — например, как подчеркивание меньшей опасности, а значит, большей привлекательности менее опасного наркотика. Соответственно, они и так напуганы многомиллионными штрафами и уголовными делами, никогда бы не стали не только реально пропагандировать, но и смело и открыто писать о наркотиках. Тем не менее авторы законопроекта предлагают наложить новые ограничения именно на этих достаточно законопослушных создателей кино, книг и СМИ в России. Таким образом, мне кажется, что рынок разделится на две части. Первая часть, которую могут оштрафовать, будет бояться вообще любого упоминания наркотиков. Другая часть, которая находится вне досягаемости соответствующих полковников и майоров, будет публиковать любые материалы, на которые подобный законопроект никак не повлияет. При этом в привычных нам фильмах появится абсолютно ненужный канцеляризм, и так, когда мы слушаем какую-нибудь передачу, мы постоянно слышим корявые и труднопроизносимые формулировки по поводу иноагентов, курения, экстремистских организаций и многого другого. К ответственности можно привлечь любого человека, который причастен к распространению соответствующей информационной продукции, в том числе и издательство, и книготорговцев, и кинотеатр. Разумеется, если фильм прошел государственное одобрение, то тот, кого будут привлекать невинно, сможет поспорить и сказать, что вопрос о том, что этот фильм содержит пропаганду наркотиков, не мог быть им установлен до начала распространения. Но все равно риски достаточно существенные, ведь наказание включает не только чрезвычайно большие штрафы, но и административное приостановление деятельности юридических лиц до 90 суток, а можно себе представить, что будет с кинотеатром, или издательством, или книжным магазином, если он три месяца простоит закрытым».
У литературной и киноиндустрии пока нет представления, как это будет выглядеть. Непонятно, что делать с продукцией, выпущенной до вступления в силу закона. Говорит директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов:
Борис Кузнецов директор издательства «Росмэн» «Об этом говорили какое-то время назад, о том, что нужно будет писать уведомление о том, что книга, произведение содержит упоминания и так далее. Я спокойно отношусь к этой инициативе, вопрос, где и как нужно будет размещать это уведомление. Если оно будет размещаться тактично, дизайну, книгу, литературе это не сильно повредит. Да, действительно, есть часть читателей, которые не хотят видеть, читать о таких вещах, и производители, наверное, не хотят, чтобы дети, подростки сталкивались с упоминанием таких явлений. Если речь идет о запрете реализации такой продукции, это совсем другая история, она действительно очень серьезно повлияет на молодежную книгу, на большую часть литературы, хотя бы даже исторические и литературные мемуары, которые очень часто упоминают о наркотиках и различных веществах. Сильно исказит картинку, особенно в литературе для взрослых и мемуаристике».
Как ранее отмечали эксперты, плашка-дисклеймер не имеет достаточной юридической силы и не всегда помогает избежать ответственности за пропаганду наркотиков. Так, признанный в России СМИ-иноагентом блогер Юрий Дудь в прошлом году получил два штрафа за рассказы героев его интервью о запрещенных веществах. В обоих случаях в роликах было сразу несколько предупреждений.
Медиаюрист Кравченко отмечает, что власти должны утвердить четкий текст дисклеймера.
Так, по данным РБК, в фильмах и книгах, выпущенных с 1 января, могут начать писать «За незаконный оборот наркотиков предусмотрена ответственность, в том числе пожизненное лишение свободы, а их незаконное потребление вызывает зависимость и непосредственно угрожает жизни и здоровью человека».
Источник: bfm.ru